Адрес

355017, город Ставрополь, улица Мира, 278-а.

Контакты

Тел./факс. : 8(8652)24-92-27
Электронный адрес:
dou_5@stavadm.ru

Психологическая готовность ребенка к школе

16.05.2018

Психологическая готовность к школе

     Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

     Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

— мотивационная готовность (желание учиться);

-эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);

  -интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

Мотивационная готовность подразумевает:

  • Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;
  • Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
  • Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
  • Способность адекватно оценивать себя.

      Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:

  • Умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
  • Умения  ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Интеллектуальная  готовность включает в себя:

  • Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и  явления окружающего мира;
  • Следующий уровень интеллектуальных процессов:

— умение выделять существенное в явлениях  окружающей действительности;

— умение сравнивать, выделять сходное и отличное;

— умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

  • Обучаемость:

— усвоение нового правила работы;

— перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;

— уровень развития обобщения (например, роза – цветок низкий уровень, роза – цветок –растение – живая природа высокий уровень).

  • Сумму  усвоенных знаний;
  • Речевое развитие:

— усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;

— развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);

— осознание словесного состава речи.

            Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная  в начальной школе, а не специальная, связанная  с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

            В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы детей

 6 – 8 лет:

  1. Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.
  2. Неполные зрительно-пространственные представления.
  3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
  4. Недостаточное развитие внимания.
  5. Недостаточное  развитие произвольности поведения.
  6. Нарушение формирования учебной мотивации.
  7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
  8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
  9. Высокая утомляемость.

     Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.

     Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей  конкретные пути решения проблемы.

     Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:

  • Педагогическая запущенность,
  • Отставание в психическом развитии,
  • Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»),
  • Признаки гипер- и гипоактивности,
  • Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),
  • Астенизация, сниженная работоспособность,
  • Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).

     Итак, уважаемые родители, к концу дошкольного возраста должны быть развиты  физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.

     Физические качества– качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели.

     Интеллектуальные качества– это качества, характеризующие развитие интеллектуальной  сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

     Личностные качества – это качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие.

      Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

      Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.

Рекомендации родителям по подготовке детей  школе

просты:

  1. Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.
  2. Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности —  игре.
  3. Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную,  двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную  деятельность детей.
  4. Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно-полезными  и психологически-безопасными.
  5. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.
    1.  Способствуйте общению ребенка со сверстниками.
    2. Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.

Удачи вам, уважаемые родители!

  

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта